ГАЖДЖЕТ В ДЕТСКИХ РУКАХ:ГРАНЬ МЕЖДУ ПОЛЬЗОЙ И ВРЕДОМ

Хотим мы того или нет, но технические средства прочно вошли в нашу жизнь. Развитие че­ловечества все с большей скоростью движется к эпохе виртуального про­странства. Наша задача как родителей гармонично вписать своего ребенка в новые реалии, обеспечив при этом его здоровое психическое развитие.

Большинство родителей знают, что использование детьми гаджетов может вызвать компьютерную зависимость и другие нарушения психического разви­тия у ребенка. Это знание как бы вита­ет в воздухе и красной нитью проходит сквозь линию воспитания, однако, как правило не подкреплено родительским опытом и личным переживанием про­блемы. Чаще всего отсутствие этого опыта приводит к тому, что родители:либо категорически запрещают де­тям пользоваться компьютером;либо позволяют практически бесконтрольно использовать его, не чувствуя меры и той грани, заходя за которую у ребенка формируется болезненная привязанность.

Безопасная норма у каждого ребен­ка строго индивидуальна. И родитель обязательно должен ее знать. Кто-то может играть час и больше без вреда, кому-то достаточно нескольких минут.

ОПРЕДЕЛИТЬ НОРМУ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА

Засеките время, когда ваш ребенок начал играть в компьютерную игру. Через 10 минут нужно подойти к нему и начать с ним разговаривать, попытаться отвлечь его. Если ребенок откликается, положительно реагирует на ваше обращение, смотрит на вас и «видит» — даем играть еще 10 минут. Через 10 минут снова подходим к нему. Если реакция все еще положительная и спокойная — даем еще 10 минут. Когда в очередной раз подойдя к ребенку вы замечаете, что он не смотрит на вас, раздражается, говорит, что вы ему мешаете, нервничает, плачет или демонстрирует любую чрезмерную реакцию — вы договариваетесь с ним о прекращении игры. Нормой вашего ребенка будет то количество времени, которое он потратил на игру, минус 10 минут. Пока для ребенка компьютерная игра — просто игра как один из многих видов времяпрепровождения, который приносит удовольствие, она безопасна. Если планшет — это просто планшет, а не основной способ получения радости, способ передать эмоции, которые невозможно выразить в реальности, способ ухода из невыносимой реальности, то он безопасен.

Компьютерные игры создаются та­ким образом, чтобы захватить внимание игрока и не отпускать максимальное количество времени. Они динамичные, увлекательные, яркие и интересные, в них невозможно умереть или навредить себе, в них можно почувствовать себя сильным и «крутым», в них человек не несет никакой ответственности и при этом имеет много могущества. Это вызывает такие сильные переживания и эмоциональную вовлеченность, которым практически нечего противопоставить в реальном мире.

Именно поэтому родителю важно сначала научить ребенка получать удовольствие от других вещей, а затем спокойно предлагать компьютерные игры.

 

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА

КАК СПОСОБ СПРАВИТЬСЯ

С НЕГАТИВНЫМИ ЭМОЦИЯМИ

Компьютерная игра может способствовать формированию зависимого поведения, если благодаря ей ребенок справляется с теми эмоциями, которые не способен прожить в реальной жизни. Когда компьютерная игра становится способом «забыться», уйти от непереносимой реальности, формируется устойчивая связка: возникновение эмоционального дискомфорта – желание играть в компьютерную игру. В результате вместо того, чтобы учиться чувства осознавать, проживать, отреагировать в коммуникации, ребенок заглушает их игрой, подавляет, теряя контакт с собой.

Семейные дисфункции, такие как алкоголизм одного или обоихродителей, частые скандалы или, наоборот, разрозненные отношения и т. д., способствуют возникновению у ребенка сильного эмоционального напряжения, с которым он не всегда может справиться. Особенно если это напряжение постоянное. В этом случае компьютерная игра может стать «обезболивающим», наносящим ребенку вред и формирующим зависимость.

Разговаривайте со своими детьми об их ощущениях и эмоциональном состоянии, научите их выражать и понимать свои чувства. Помните: неправильных, плохих чувств нет. Ребенок имеет право чувствовать все: и злость, и отчаяние, и печаль, и обиду. Так компьютерная игра будет лишь средством развлечься и получить удовольствие и не принесет вреда.

 

КОГДА ГАДЖЕТ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН

Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребенку томительные минуты и часы ожидания.

Кроме того, некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Также существуют познавательные мультики, которыепозволяют ребенку получить новые знания об окружающем мире.

 

МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ

«Однобокость» развивающего эффекта.

Для ребенка раннего возраста, у которого образное мышление еще только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребенок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения — он обязательно должен потрогать, ощутить ручками грани и ребра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео дает однобокий эффект: формально ребенок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.

 

Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие.

В первую очередь речь идет об ухудшении зрения. Если ребенок регулярно смотрит в монитор компьютера или на экран телефона или планшета больше 20 минут в день, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Детки за компьютером/планшетом/ноутбуком часто сидят ссутулившись, что провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем.

Снижение творческой активности.

Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанного творчества, работы с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребенок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества — ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.

Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство.

Это очень серьезное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами. Ребенок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов. Реже может наблюдаться и психическое расстройство, если ребенок часто играет в игры, где много крови и ужасов. Распознать зависимость можно по следующим признакам:

1.Ребенок перестает интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремится к общению со сверстниками.

  1. Отношения с родителями отходят для ребенка на второй план, и вместо совместных занятий он предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.
  2. Попытки ограничить время, проводимое за играми и мультиками, вызывают бурный протест и истерику. Нормальное интеллектуальное и личностное развитие при таком раскладе невозможно, поскольку оно может происходить только в реальных отношениях и в реальном мире.

 

О ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И ИНТЕРНЕТА

 

Компьютерная зависимость у детей — это, прежде всего, уход от реальности. Поэтому главной причиной желания с головой уйти в виртуальный мир — недостаток чего-то в реальной жизни. Детям может не хватать внимания и участия со стороны родителей, уверенности в себе, признания в компании сверстников. В итоге ребенок пытается удовлетворить свои реальные потребности в виртуальном мире.

Зависимость может быть двух видов:

1.   Игровая зависимость (кибераддикция) — зависимость от компьютерных игр. Некоторые игры персонализированы, то есть человек играет от лица конкретного героя, наращивая могущество, завоевывая города, приобретая сверхспособности. В этом случае можно говорить о ролевой зависимости. В других играх персонажа как такового нет, но суть игры — в наборе очков, получении выигрыша. В этом случае зависимость неролевая.

2.Сетевая зависимость (сетеголизм). Это зависимость ребенка от Интернета, которая может проявляться в разных формах, но в глобальном смысле суть одна: человек не мыслит своей жизни без выхода в Сеть. Просиживание времени в соцсетях, чатах, за прослушиванием музыки — это варианты сетевой зависимости.

Даже безобидный интернет-серфинг — это вид сетевой зависимости, поскольку человек тратит уйму времени на просмотр и чтение совершенно ненужной информации, переходя со ссылки на ссылку.

КОГДА НУЖНО БИТЬ ТРЕВОГУ

Компьютерной зависимости подвержены и дети, и взрослые, однако у детей зависимость формируется значительно быстрее. Чем раньше ребенок познакомился с компьютером, тем выше вероятность того, что компьютер будет вытеснять реальную жизнь. Распознать зависимость у ребенка можно по следующим признакам.

  • Ребенок не может использовать компьютер в рамках установленных границ. Даже если есть предварительная договоренность, он не в состоянии вовремя оторваться от игры, а попытки навести порядок и отстранить его от компьютера заканчиваются истерикой.
  • Ребенок не выполняет порученные ему домашние дела. Обычно у детей всегда есть обязанности по дому: помыть посуду, прибрать свои вещи, погулять с собакой. Зависимый ребенок не может планировать свое время и пропускает домашнюю работу, засиживаясь за игрой. Побыть за компьютером становится более предпочтительным занятием, нежели пообщаться с близкими или друзьями. Семейные праздники и походы в гости не становятся исключением. Даже естественные нужды не могут заставить ребенка отвлечься от Сети, поэтому он не расстается с телефоном/планшетом ни за едой, ни в ванне.
  • Ребенок постоянно находится в поиске устройств, с которых можно выйти в Сеть или поиграть. Если забрать у него планшет или компьютер — он тут же возьмет в руки телефон. Ребенок общается преимущественно в Сети, постоянно заводит там новые знакомства, которые так и остаются в виртуальном мире. Даже с реальными знакомыми (одноклассниками, друзьями) ребенок предпочитает общаться в Интернете. Ребенок пренебрегает учебой: не выполняет домашние задания, становится рассеянным, неряшливым, у него снижается успеваемость.
  • Лишение компьютера вызыва­ет «ломку»: ребенок становится агрессивным, раздражительным.
  • В отсутствие компьютера ребенок не знает, чем себя занять, его ничем нельзя заинтересовать. Ребенок не посвящает вас в то, чем он занимается в Сети.
  • Любые расспросы вызывают негативную реакцию.

Не допускайте превышения допустимого времени нахождения за компьюте­ром/планшетом. Для каждого возраста оно свое. Возможно, ребенок будет протестовать, но родителям стоит проявить твердость. Не забывайте, что вы — взрослый человек и ответственность за жизнь и здоровье ребенка лежит на вас. Придерживайтесь возрастных рекомендаций к играм и мультфильмам. Не стоит перегружать ребенка той информацией, которую он не сможет воспринять.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Не используйте гаджеты, чтобы «отделаться» от ребенка без особой надобности. В каких-то ситуациях они действительно являются спасением, но если мама, к примеру, собирается готовить обед или заниматься домашними делами — лучше подключить ре­бенка к этому процессу, чем включить ему мультик.

Давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.

Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребенка стали источником проблем. В то время как грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребенка и поможет ему шагать в ногу со временем.